Не так много встретишь священников на передовой спецоперации. Не каждый сможет найти в себе силу духа, которая заставит пойти под пули.

«Мир грешен, и мы – священники – тоже. Люди не привыкли жить в войне. Наш мир был удобным, комфортным. А тут вдруг – раз! – и надо родину защищать. Не все оказались готовы», — вздыхает отец Петр Гриценко.

Священники и политика

Разговор с отцом Петром состоялся поздним вечером. Чувствовалось, что собеседник очень устал, но все равно спешил высказаться, донести журналисту свои мысли, размышления, а главное – правду. 

« Я в Донбассе с 2014 года, поэтому могу позволить себе говорить правду. Мы должны ее знать. Если мы сами себе будем врать – мы не выиграем войну», — заявил он. 

 — Почему же тогда не все священники легко идут на разговоры о СВО?

— Значит, они сомневаются в нашей победе. Другого ответа не может быть,  — категорично заявил отец Петр. — Мы, к сожалению, очень долго говорили, что церковь – вне политики. Отгораживались от нее. Пока политика не пришла в наш двор и не стала  убивать наших людей. Я за эти почти 10 лет столько видел, что не боюсь говорить о политике. Для меня Донбасс — Россия, всегда был, есть и будет. Я не считаю Украину государством. Украинизация – это фашизация нашего русского народа, которого сделали нашим врагом. С помощью лжи создали какое-то «украинство», украинцев, нацию. Потом превратили этого украинца во врага русского человека. Как? И мы, и они — русские люди. У нас одни и те же – русские – святые! И я, как священник, не могу принять эту ложь. Поэтому я сегодня езжу на фронт. 

Военных священников на фронте не так много, как хотелось бы. По словам отца Петра, есть бригады, в которых священник ни разу не был за все это время. А бойцы просят. 

— Сейчас мы в основном здесь – Луганск, Донецк. Хотим вырваться в сторону Мелитополя и Херсона. Но у нас не хватает священников, — сетует собеседник. —  Они приходят, как добровольцы, неделю, пять дней, три дня, месяц максимум, и уезжают, потому что они – настоятели, у них своя паства, которую тоже нужно окормлять. Но все поправимо. Дай Бог здоровья нашему Патриарху и отцу Олегу Овчарову (нашему пресвитеру), которые услышали голос солдатских матерей и приняли решение: теперь священники могут через синодальный отдел оформить командировку и поехать окормлять бойцов на передовой. Святейший благословил.

 — У походного священника должны быть какие-то особые навыки?

— У священника должен быть один навык – крепкая вера. Священник должен быть носителем высокого нравственного духа, как примера для нашего солдата. И еще такой священник должен иметь «боевое слово». Он должен уметь сказать так, чтобы солдаты смогли воспрянуть духом, встать и биться за веру, за родину, за правду. Умение сказать, утешить, проявить милосердие Наша задача – спасение души прежде всего. Не важно, где она спасается – на войне или в мирное время. Везде люди, творения Божьи.

Трусы и герои

Отец Петр Гриценко много видел, хранятся в его памяти и случаи военных подвигов, и  свидетельства человеческой трусости.

— Христос прямо говорил: Нет большей любви, нежели положить душу за други своя. Ты должен защищать, и даже умереть за други своя. Известное слово «прелюбодеяние» обозначает не измену супругу, в нем много смыслов – «изменить своей Родине», «изменить собственному данному слову». Это — предательство. А предательство исходит от трусости. Трусливый человек – потенциальный предатель. Вы же видели, что стало твориться в нашей стране, когда объявили мобилизацию. Сколько людей побежало. Они испугались. А на фронте были случаи, когда половина полка разбегалась, оставив технику и оружие. Даже профессиональные военные не  желали воевать. Люди с самого начала своей жизни все просчитывали и шли в армию за материальным достатком, обеспеченностью, а тут – раз – надо Родину защищать! И не хотят умирать и воевать такие военные, пусть другие умирают. И это, я считаю, последствия провала в воспитании. Люди не могут понять, что Родина в опасности, что, по сути, мы стоим на пороге исчезновения нашего государства. Мы увидели, что вера наша оскудела. Мы потеряли целые поколения тех, кто отрекся от веры своих предков. Оскудение веры в нашей стране – это потеря надежды на наших святых угодников. Как бы они там за нас не молились, мы не сможем дождаться помощи от Бога, потому что мы не верим. Господь сказал – по вере вашей – будет вам. Не верите – значит, ничего не будет. Наше общество, к сожалению, мало верит. В тоже время на фронте сейчас много героев, о которых вы никогда не узнаете. И даже если захотите – не узнаете. Они просто остались в земле. Часто герои не те, которые со звездами ходят, а те, кто там остался. И их больше не будет. Может даже их тела не найдут. Вот о них будут помнить только родственники и церковь.

Три дня назад отец Петр вернулся из госпиталя под Луганском. Там лежат 290 человек, у которых нет конечностей. Это – половина того, что осталось от воинского соединения. Остальные – двухсотые. Каждый из них – герой, утверждает священник.

Миссия очищения мира

Отец Петр говорит, что война многое изменила в нашем обществе. Некоторые вещи стали понятнее, появились четкие ответы на многие вопросы.

— Возможно, эта война носит очистительный характер, — рассуждает наш собеседник. —  Священники были уже бессильны, люди перестали в храмы ходить, тяжело было что-то сказать… А когда общие скорби начинаются – погибает священник, погибает рядом солдат, погибает ребенок – все это объединяет нас. Мы учимся заново любить, заново понимать друг друга, помогать друг другу, милосердие возрождается. Только церковь сохраняет нравственные устои. У нас остался единственный общественный институт, который еще может заставить человека вспомнить, что у него есть совесть – это религиозность. Ни ядерные ракеты, ни самолеты не спасут, если в человеке не будет чести, совести и нравственности.

Протоиерей Петр Гриценко точно знает, почему на нашу землю пришла война. 

— Потому что исчезло понятие ответственности, — уверен походный батюшка. — Военные перестали отвечать за свои дела – бегут с поля боя, мужчины перестали нести ответственность за своих жен и свои семьи, женщины забыли о материнской ответственности. Все это приводит к войнам. Я знал, что она начнется. И либо придет крах всей Земле, либо кто-то должен начать все это исправлять. И  миссию спасения всегда берет на себя Россия, русский народ. Наверное, поэтому у нас и много угодников святых на небе, потому что именно мы не допускаем исчезновения людей, очищаем человечество.